Музыканты, как я — в основном фрилансеры, свободные художники. Никогда не знаешь, что тебя ждет в будущем. Пандемия, к сожалению, повлияла в худшую сторону на жизнь всех творческих людей, а ситуация с отсутствием концертов, как основного источника дохода и творческого самовыражения, очень сильно сказалась и на психике многих музыкантов. Знаю, что во время пандемии многие получают денежные пособия. Мне, как и всем, не хватает живого общения с публикой посредством музыки. Не могу сказать, что я стойко все выдержала, были и сложные психологические моменты за это время, но из-за того, что я работаю удаленно, финансово локдаун на меня не повлиял.
Вообще, музыканту, переехавшему в новую страну, свою карьеру, как правило, нужно начинать заново. Поэтому самый лучший изначальный вариант — быть студентом: ты не только получаешь все необходимые связи и знания, но и постоянно у всех на виду, а значит, можешь быть приглашен в разные проекты. А еще не нужно арендовать студию, чтобы заниматься и репетировать. Из организаций, поддерживающих музыкантов есть Stichting Eigen Muziekinstrument — они дают музыкальные инструменты напрокат практически бесплатно (музыканты оплачивают только страховку). Также существуют разные конкурсы, на которых музыкантам предоставляется возможность выиграть приличные суммы, это Keep an Eye, Dutch Jazz Competition и другие. В прошлом году я прошла отборочный этап на конкурс Keep an Eye, но он так и не случился из-за короны и пока отодвинут на неопределенный срок.
Про местную музыкальную сцену могу отзываться только с восторгом! Здесь присутствует смешение разных музыкальных культур: особое место здесь занимает афрокарибская музыка, также развиты электронная и поп-музыка. Опять же, благодаря консерватории, сюда приезжают талантливые музыканты со всего мира и обязательно вносят частичку своей культуры в местную музыкальную сцену. А местный симфонический оркестр Royal Concertgebouw считается одним из самых лучших в мире: до пандемии я постоянно ходила на их концерты, чтобы получить вдохновение. Есть много площадок, где можно выступать с джазовыми концертами: Bimhuis, Cafe Alto, Splendor, Munganga и многие другие. До локдауна мне посчастливилось поиграть со многими потрясающими местными музыкантами. Организация выступлений, пожалуй, ничем не отличается от российской, кроме того, что оплата здесь производится официальным способом, то есть каждый музыкант должен иметь свой ИП. Всякий раз после концерта нужно выставлять счет, и только через несколько дней приходит оплата за мероприятие. В России такое случается редко, обычно платят наличными.
Я думаю, что в Нидерландах открывается много возможностей и перспектив в плане карьерного роста, потому что музыкальная жизнь здесь действительно кипит. В Амстердам очень часто приезжают музыканты из Нью-Йорка и дают концерты, с ними можно познакомиться, поиграть на джем-сейшенах и обменяться контактами на будущее. Уже на первом году моего пребывания здесь мне таким образом представилась уникальная возможность выступить с легендарным саксофонистом Ронни Кьюбером. И вообще, честно говоря, Нидерланды в этом смысле похожи на Америку, а нам, джазовым музыкантам, такая дружба только на руку, ведь конечная цель для любого джазмена — это Нью-Йорк. Так что можно сказать, что Амстердам — это окно в Нью-Йорк!