В 1999 году вместе с мамой я переехал в Нидерланды из Киева. Получается, всего 20 лет прожил в Нидерландах, и последние 11 — в Амстердаме. Так что смело можно сказать, что я в эмиграции уже две трети жизни, хоть и давно подданный королевства.
Художественное образование я получил в Гаагской Королевской Художественной Академии (KABK), отучившись в 2014 году. На тот момент это была лучшая художественная академия Нидерландов и одна из лучших в Европе. Хотя уверен, что ребята из Академии Ритвельда со мной бы поспорили, всегда любил здоровое соперничество. На данный момент академия, или, как ее любяще называют свои, КАБКАШка, особо знаменита своими скандалами. В 2013 году, ещё будучи студентом, я был номинирован на главный приз изобразительных искусств Royal Price for Modern Painting и попал в коллекцию Его Величества Короля Нидерландов Виллема Александра.
Легко ли быть художником в Нидерландах? Хм, ну мне повезло в целом, я наслаждался и определенным вниманием, и прекрасным образованием. Очень сильно помогала и помогает вера в меня и мои проекты фонда Mondriaan. Я думаю, что это сложное дело... творчество. Безусловно, этим можно заниматься, только если спать и кушать без этого не можешь. Я не имею в виду, что каждый день нужно страдать над холстом, как Рублев над иконой, скорее всю жизнь, связанную с творчеством. И каждый раз, выходя на «сцену», нужно это делать будто в первый раз.
Я не верю в требования, вот Ван Гог и Френсис Бэкон не вписывались ни в какие из них, а при этом оставили огромный след в истории искусств. Для инстанций и фондов важно, чтобы было образование, но в целом, конечно, самое главное — это качество работ. Лично я считаю, что одно из самых главных качеств, необходимых для любого рода творчества (кроме музыки, возможно), это жизненный опыт. Самое лучшее искусство — не всегда самое красивое или умное, но оно всегда искреннее, до потери памяти и скрипа зубов. Бэкон во многом был столь гениальным художником потому, что он, как хороший мальчик, выросший в строгости религиозной семьи, заставлял своих любовников приковывать себя к стене цепями и час избивать и насиловать. Свои портреты он не просто так называл вовсе не портретами, а «головами»: садясь к зеркалу он видел кровавое месиво своего лица. Нужно отдавать себе в этом отчет: если его жизнь сложилась бы более просто, его работы были бы менее яркими. Да, может, многим он не поведает о красоте, но, уверен, покажет то, что скрыто глубоко-глубоко в нас.