| Переезд в Нидерланды был вашим решением или произошел спонтанно?
Мне всегда хотелось как-то поменять обстановку. Но когда я решил переехать за границу, я не ставил себе целью именно Нидерланды, просто так получилось. Я знал, что, если попаду в любой европейский театр, то будет проще потом переехать в другое место. Потому что здесь все близко, два часа — и ты в Бельгии или в Германии, три с половиной часа — и ты в Париже. А если лететь на самолете, то два часа — и в любой точке Европы, в принципе. Очень удобно, в любые выходные можно съездить и провериться в другую труппу, и если возьмут, то на следующий сезон получить контракт, переехать опять. Но так сложилось, что мне здесь все понравилось и все устроило.
| А почему Амстердам и именно этот театр оперы и балета?
Я знал о его существовании, потому что коллеги моих родителей переехали сюда ранее, довольно давно. Знал, что здесь приличная труппа с классическим и неоклассическим репертуаром. И так как с пермской труппой мы здесь гастролировали часто, у меня было время познакомиться с городом. Первый раз я был в Амстердаме просто проездом, на два дня. Немножко погулял, мне не понравилось. Может быть, еще потому, что мы жили в районе Рай, там скучно довольно, тем более тогда еще не так все было застроено. То есть, в первый раз я даже не дошел до центра, можно сказать. И потом, была зима и погода была ужасная: туман, дождь, так что они прикрепились в голове как ассоциации к городу. Но за следующие приезды мое мнение об Амстердаме поменялось. Хоть и солнце первый раз я увидел здесь, только когда я переехал. Помню этот день, когда шел с чемоданами из трамвая в свою первую квартиру в Йордане. Было лето и светило солнце!
| Расскажите, как получилось попасть в местную труппу.
Балетные классы в ней давала та же педагог-балетмейстер, которая до этого репетировала с нами в Перми. Она и предложила — я был с девушкой — нам обоим устроить просмотр с директором театра. Директор сказал, что мы ему очень понравились, и что с нами свяжутся, но этого никто не сделал в итоге. На следующий год мы опять приехали гастролировать, и та же педагог устроила новый просмотр. В этот раз директор уже предложил контракты. То есть, со второй попытки получилось, но мы даже не посылали CV свои. По закону вообще каждый артист балета должен послать секретарю свое CV, фотографии, видео, потом секретарь подает документы директору, он просматривает и дает свой ответ — нужно ли приезжать и провериться или нет, вообще, есть ли смысл.
| Каковы были впечатления о новом рабочем месте?
Меня поразила сцена. По сравнению с пермским театром, она, наверное, раза в четыре больше. И декорации, конечно, смотрятся намного массивнее, дороже, костюмы так же.
| Какая роль у вас здесь была первая?
Первая программа была современная — Ханс ван Манен, я ее учил, но я не участвовал, мне еще особо не доверяли тогда. Вторая программа была «Ромео и Джульетта», там я уже был в первом составе, но партия была совсем небольшая, я даже не помню, как она называется. Я был довольно опытный танцовщик, довольно уверенный в себе, это такое мое качество, иногда слишком, с переборами. Я всегда знал, что буду здесь солистом, если захочу. Но пришлось немножко потерпеть, конечно. Через два года я получил первое повышение, и потом буквально каждые полгода меня повышали. Четвертый или пятый сезон я уже начал как первый солист. И вот уже девять лет им являюсь.
| Это высшая категория?
Да. Ведущий солист, первый солист — во всех театрах какие-то свои категории. Самая высшая здесь — первый солист.
| Помните, как вас назначили?
Мы гастролировали с «Лебединым озером» в Эйндховене. После спектакля директор вышел на сцену, попросил у всех внимания и объявил, что я назначаюсь первым солистом. Это было неожиданно. Я знал, что к этому идет, но не знал, что это случится так. Обычно бывает иначе: где-то в феврале, в середине сезона, ты идешь к директору и обсуждаешь свои успехи, а он тебе предлагает на следующий год новый контракт, уже на ступеньку выше. Или может быть, что не предлагает. Бывает и такое. Обычно вот так повышают, а не после спектакля, как случилось со мной. После этого случая директор иногда стал так поступать и с другими артистами балета, но я был первый за очень долгое время. Не знаю, почему он вдруг решил так сделать, но было приятно.